Понедельник, 29.04.2024
Учебно-консультационный пункт ВСОШ п. Акбулак-2
при ФКУ ИК-9


Меню сайта
Мини-чат
200
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особенности обучения в местах лишения свободы
  Общеобразовательные школы при исправительно-воспитательных колониях и тюрьмах составляли всегда - и сейчас тоже - специфическое звено системы вечернего образования взрослых. Ho, конечно, все они находятся под эгидой Федеральной службы исполнения наказаний Минюста РФ. Вместе с педагогами ее работники делают немало, чтобы выправить исковерканные судьбы осужденных. Главное - заронить в их души зерно разумного и доброго, помочь получить образование, чтобы после выхода на свободу они смогли найти свое место в обществе. 
Разумеется, это чрезвычайно тpyдно, но необходимо. И школе здесь принадлежит особая, ни с чем не сравнимая роль. 

Роль вечерней школы в ресоциализации личности
  Наиболее отчетливо особенности процесса ресоциализации проявляются у людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способствующих их дезориентации в окружающем мире. Именно с такой ситуацией сталкиваются в первую очередь те, кто длительное время отбывает наказание. Оторванные от привычной обстановки, они довольно быстро начинают следовать законам тюремной "социализацию", который имеет свою систему ценностей и нормы поведения.
  Вот почему на первый план в работе учpeждeний, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема организации эффективной ресоциализации осужденных, под которой следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Именно процесс ресоциализации в колонии в перспективе станет базой для восстановления необходимого объема функций нормального члена общества.
 С нашей точки зрения, приоритетным фактором, способствующим позитивной ресоциализации осужденных, является повышение их общеобразовательноro уровня. Еще в дореволюционной России тюремным администрациям было peкомендовано принимать меры к обучению арестантов грамоте. Школа представляла собой важное условие исправления заключенных, и обязательность ее учреждения составляла одну из отличительных черт тюремного устройства. Целью заключения, согласно циркуляру ГТУ № 44 от 25.05.1917 г., являлось социальное (общественное) перевоспитание человека, впавшего нередко в преступление только ввиду несчастно сложившихся для него обстоятельств. Чтение книг человеку, впавшему в престyпление случайно, дает возможность духовного отдыха и может пробудить добрые задатки, дать толчок к исправлению. 
  Европейскими пенитенциарными правилами, принятыми Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 г., предусмотрено, что в каждом исправительном учреждении осуществляется  разносторонняя прогpамма обучения, позволяющая людям удовлетворять некоторые из своих интересов и потребностей. Рекомендации Совета Европы «Об обученни в тюрьмах» нацеливают сотрудников пенитенциарных учреждений на то, что все заключенные должны иметь доступ к обучению и оно должно быть таким же, как обучение соответствующих возрастных групп за пределами тюрем. Целью обучения должно стать всестороннее развитие личности. Большой опыт в деле обучения и воспитания осужденных накоплен в Европе. Так, общеобразовательное и профессиональное обучение в пенитенциарной системе ФРГ - одно из ведущих направлений в ресоциализации лиц, находящихся в заключении. В Уголовно-исполнительном кодексе ФРГ сказано, что осужденные, не окончившие школы, должны изучать основные дисциплины для ее окончания. Они имеют право посещать в рабочее время различного рода курсы, обучаться заочно, принимать участие в других образовательных мероприятиях, Задача организаторов обучения заключается не только в том, чтобы дать школьное образование, но и помочь в выборе профессии. 
  Интересен опыт получения общего и профессионального образования в специальных исправительных учреждениях, создаваемых для лиц молодежного возраста в Швейцарии. Их обучение организовано по индивидуальным программам, на каждого осужденного учитель составляет план обучения. Помимо того, осужденные в обязательном порядке привлекаются к npофессиональному обучению. 
  В России общеобразовательное обучение также является одним из основных средств исправления осужденных, залогом их успешной адаптации к жизни в обществе после освобождения. В ст. 112 
предусмотрено обязательное получение лицами, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Для желающих получить среднее (полное) общее образование администрациями 
исправительных учреждений создаются необходимые условия. Этот процесс поощряется и учитывается при определении степени их исправления. 
  В настоящее время в пенитенциарных учреждениях Минюста РФ наблюдается тенденция к расширению сети общеобразовательных учреждений. В Волгoгpадской области при ИУ работают 10 вечерних школ, из которых 5 открыто за последние три года. Ежегодно за парты садится 1600 человек.
  Задачей педагогов, работающих в исправительных учреждениях, являетсяоказание помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого  достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне. В пpoцессе учебы у осужденных формируется чувство ответственности, поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в коллективе, способствуют легитимному самоутверждению. Практика паказывает: эта помощь молодыми людьми востребована, поскольку любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, присуще ожидание поддержки. 3алог успеха - педагогический такт, деликатность, вера педагогов в своих воспитанников. Доброжелательный тон, приветливая улыбка - все эта снимает напряженность, неуверенность, вызывает желание отвечать на вопросы учителя, не опасаясь, что ответ будет неправильным.
  Обучение в условиях пенитенциарнаго учреждения (от латинского слова poenitentia - раскаяние) имеет свою специфику. Для того, чтобы добиться положительных результатов, педагоги должны заранее проектировать ожидаемую реакцию осужденных на учебно-воспитательные требования; уметь мобилизовывать на достижение цели; мотивировать предстоящую учебную деятельность; знать особенности осужденных из различных групп. 
  Свою главную миссию педколлектив определяет так: создание благоприятных условий (в соответствии с возможностями школы), обеспечивающих реализацию конституционного права осужденных на получение образования, а также способствующих их ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации к жизни в социуме после освобождения из колонии. 
  Педагогическое сопровождение процесса ресоцизации отражено в программе "Шанс", разработанной педколлективом и реализуемой с 2005 г. Среди основных задач следует выделить создание развивающей, воспитывающей, обучающей среды, содействующей ресоциализации личности в условиях изоляции от общества; органичное сочетание образовательной деятельности и различных видов внеклассной работы, способствующих приобретению личностью жизненной цели, цeннocтных и нравственных идеалов, самооценки, линии поведения; выработка рекомендаций педколлективам, занимающимся обучением и воспитанием осужденных. В основу деятельности педагогами положены такие принципы воспитания: соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; приоритет цели исправления при исполнении наказания; системность и преемственность исправительного воздействия; включение осужденных в активную общественно-полезную деятельность.
  В работе по ресоциализации осужденных учителя активно, используют npинципы педагогической поддержки: опора на потенциальные возможности личности, сотрудничество; доброжелательность, реализация принципа "не навреди"); рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
  В процессе обучения осужденных ведущими выступают словесные методы беседы, лекции и др. Слово учителя самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление 
учащихся стать лучше. Материал учебных предметов обладает высоким воспитательным потенциалом. Так, например, на уроках литературы в старших классах при анализе творчества Ф.М.Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, А. П. Чехова, А. М. Горького и др. создаем такие ситуации, при котopых литературные явления становятся для учащихся стимулом осмысления 
себя как личности. Анализ ситуаций, где герой стоит перед нравственным выбором, начинается с обсуждения того, какие возможности для решения были у персонажа, а заканчивается оценкой выбранного им варианта поведения с учетом последствий поступка для других и самого себя. 
  Программа по отечественной и зарубежной истории, обществознанию - благодатная почва для воспитания. Она способствует социализации молодых людей, осознанию ими своей принадлежности к определенной культуре, пониманию многообразия современного мира. 
  Работа, начатая на уроках, находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности. В школе складывается традиция проведения классных собраний-дискуссий по важным для учащихся проблемам. Ценность их в том, что, высказывая свое мнение публично, ученик обретает уверенность в себе. А классный руководитель тактично и в доступной форме пытается донести до 
учащихся, что в обществе существуют социальные нормы, которые каждый человек должен выполнять. Ведя дискуссию, он умело проводит главную мысль: совершенную ошибку можно исправить только упорным трудом над собой. 
  Анкетный опрос «Ценностные ориентации» помог педагогам выявить ядро ценностно-мотивационной структуры осужденных. Наибольшую значимость имеет семья с хорошими отношениями (75%). Далее - свобода (70%); собственная жизнь (37,5%). Наименее ценными для осужденных оказались труд (10%), здоровье (2,5%), возможность проявить инициативу (2,5%), признание общества (2,5%). Исходя из полученных результатов определилась и тематика собраний дискуссионного характера, например: «Человек - не пассивный продукт обстоятельств, а активный творец жизни», «Как свои недостатки превратить в достоинства» , «Хочешь изменить мир - начни с себя» (9-10 кл.), «Избегай вызывать к себе неприязнь, она и помимо твоей воли возникнет» (11-12 кл.) и др. 
  Используем и традиционные формы воспитательного воздействия: занятия в кружках и факультативах, клубах по интересам, участие в работе органов ученического самоуправления.
  Реализация программы предполагает формирование у обучающихся ответственного отношения к своей жизни; апробирование, внедрение, гармонизацию традиционных и нетрадиционных методов позитивной ресоциализации осужденных. Именно тогда будут подведены итоги, определены условия дальнейшего использования полученных результатов. Но уже сегодня регулярно проводимые среди обучающихся различного рода устные, письменные групповые анкетные опросы позволяют сделать определенные выводы о правильности выбранного пути, способствуют выработке практических мер по повышению эффективности проводимой работы, а также принятию новых управленческих решений. 
  Так, с целью выявления степени эффективности учебно-воспитательного процесса учебного года был проведен анкетный опрос, выявивший интерес к предметам и преобладающее эмоциональное 
состояние. Достаточно высок интерес к предметам гуманитарного цикла (50%). Для 35% - интересны предметы естественно-математического цикла и лишь 6,7% опрошенным не нравятся никакие предметы. Среди причин, вызывающих интерес к учебе, ученики называют следующие: «интересно» (31,8%); «будущее невозможно без образования» (22,7%); «познавательно» (19%); «изучаемый материал понятен» (18%); «приятно общаться с учителем» (4,6%); «заставляют думать» (4,57%). Только 4,5% учащихся эмоционально не настроены на учебу, а 18% идут в школу с радостью; 31% настроены оптимистично, сосредоточены на учебном труде. Использование метода незаконченного предложения также позволило выявить отношение к школе. Заканчивая фразу «Школа, в которой я учусь...», они давали такие ответы: «Меня поражает терпение и оптимизм учителей»; «Она напоминает мою школу на воле»; «Школа помогает мне сохранить все человеческие качества»; «Школа частично переменилa мои взгляды на жизнь в лучшую сторону»; «Это шаг назад, чтобы сделать шаг вперед»; «Я доволен, что с нами здесь занимаются. В жизни всё пригодится»; «Это первый шаг к новой, светлой жизнu»; «Придя в школу, я чувствую себя, как дома» ... 

Войти на сайт
Поиск
Новости МО РФ
Погода в Акбулаке
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • УКП п. Акбулак-2 вечерней (сменной) ОШ © 2024