Понедельник, 29.04.2024
Учебно-консультационный пункт ВСОШ п. Акбулак-2
при ФКУ ИК-9


Меню сайта
Мини-чат
200
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самовоспитание дает больше, чем природное дарование

Каждый из нас восхищается теми учителями, которые свободно держатся в любом классе. Со стороны кажется, что ни напряжение, ни раздражение им неведомы. Между тем такими счастливчиками можете стать и вы, уважаемые коллеги. Достаточно воспользоваться рекомендациями Михаила Иосифовича Станкина ... 

Любой педагог может высказать интересные мысли о самовоспитании, продемонстрировать самое глубокое суждение о том или ином приеме. Как правило, он может подтвердить свои слова личной практикой изучения предмета, борьбой и победой над вредной привычкой. Разговор с таким преподавателем интересен психологу. Но иногда неприятен. Особенно, если вопрос специалисту-психологу задан в большой аудитории. А выступающий забыл значение термина, не успел прочитать популярную книгу, не смог объяснить случай, свидетелем которого не был. 
Примерно такая же ситуация имеет место в спортивных единоборствах. Когда, как говорят профессионалы, новичок «не идет на прием». Конечно, мастер спорта, разрядник, как правило, выиграет поединок у такого соперника. Но опытный спортсмен знает, что самоуспокоенность в такой схватке недопустима. Можно пропустить неожиданный, не предусмотренный ни одним наставлением удар или укол; попасться на прием, которого нет ни в одном учебном пособии. А проиграв, убедить победителя в необходимости регулярно, настойчиво тренироваться обычно не удается. 
Точно так же воображение, интуиция взрослого человека могут сработать без понятийной основы. И он будет скептически относиться к системе знаний по психологии, к необходимости овладеть основами, деталями убедительных, эмоционально насыщенных, а главное - личностно значимых знаний о самовоспитании. А нет желания - процесс учения бесполезен. Надо понять: только глубокое системное знание, профессиональное изучение литературы и опыта коллег поможет найти выход из самой сложной ситуации, добиться успеха в очень нелегкой работе по самовоспитанию.

Одна из очень трудных задач самовоспитания учителя - научиться самообладанию. То есть, умению внешне спокойно относиться к проступкам учеников, не позволяя себе резко и бестактно пресекать грубые нарушения дисциплины. 
Вот один из поучительных случаев. Открыв дверь в класс, преподаватель увидел веселые лица ребят и остановился у порога. Ученики выжидали - что-то будет? Педагог перевел взгляд на доску: блок-схема ЭВМ была приколота «вверх ногами». Ситуация хрестоматийная: ребята пытаются выставить преподавателя в смешном виде - своеобразная проверка на прочность. Что делать? Распорядиться повесить схему правильно? Начать поиски зачинщиков? Обидеться? 
После секундной паузы педагог подошел к доске и начал объяснять новый материал. Предмет он знал блестяще, а потому свободно иллюстрировал рассказ движением указки по чертежу так, как будто бы тот висел правильно. Закончив изложение материала, приступил к опросу. Первый же вызванный к доске ученик получил «два». Второй отказался отвечать. 
- В чем дело? - спросил преподаватель. 
- Так ведь схема вверх ногами! 
- Ну так перевесь ее. Мне-то все равно. 
Я думал, и вас не затруднит показ по перевернутой схеме, раз вы так ее повесили. 
Педагог, о котором мы рассказали, имеет ярко выраженный холерический темперамент. Но за годы работы с детьми он сначала понял, а потом проникся убеждением, что проявлять возмущение в критические моменты нецелесообразно. Гораздо эффективнее «включиться» в ситуацию, принять вызов, веселое участие в проделке учащихся. Плохо, когда педагог не чувствует комизма положения, не может заинтересовать и отвлечь подростков, переключить их с шалости, пустого времяпровождения на эффективную деятельность. 
Конечно, рассказанное не исчерпывает многогранную работу учителя над собой. Владеть собой важно. Но работа по самовоспитанию имеет целую систему эффективных приемов. 

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно поставить цели воспитания. Она формируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов - заниженная самооценка, педагог начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с детьми. 
Работая с такими молодыми, нелишне вспомнить совет В. Гёте. Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно а в а н с и р о в а т ь похвалой. 
Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, зазнайству, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности. Вот пример: через два года после поступления в детско-юношескую спортивную школу в ней остались только молодые люди, имевшие завышенные самооценки.

Самовоспитание направлено на формирование духовных потребностей. Незаменимую роль в этой непрекращающейся на протяжении всей жизни работе играют книги. Они помогают нам познакомиться с интересными, глубокими людьми, общение с которыми делает нас лучше, чище. Познакомишься с героем хорошей книги - и в твоем окружении одним прекрасным человеком больше. В иной книге, наоборот, встречаешься с примерами того, как не надо вести себя, и это тоже полезно: обогащаются знания, приобретается новый опыт. 
Книги рассказывают об огромных потенциальных возможностях человека в интеллектуальной, духовной, двигательной (физической) сферах. Познавая же свои возможности, человек становится сильнее, у него появляется потребность в самовоспитании. В предисловии к книге «Назад К Мафусаилу» Б.Шоу, с нашей точки зрения, несколько преувеличивая, писал, что ... человечество не может быть спасено извне, с помощью школьного учителя или какого-либо другого учителя или правителя ... Говорят, что если умыть кошку, то она потом уже никогда не будет умываться сама. Не знаю, правда это или нет, но несомненно одно: если человека чему-нибудь учить, он этому никогда не выучится ... Поэтому, если хотите. чтобы Ваша кошка была чистой, вылейте на нее ковш грязи: она немедленно начнет так усердно вылизываться, что станет чище прежнего». 
Учитывая сказанное Шоу, мы уделяем особое внимание в обучении самостоятельной работе учащихся, психологическому тренингу. Кроме того, в сложившейся учебной группе, активизировавшейся в ходе организованных занятий, коллективный потенциал занимающихся всегда богаче возможностей учителя, руководителя занятий. А главное, выводы и рекомендации, полученные при непосредственном участии каждого члена группы, воспринимаются ими как собственные и потому усваиваются значительно легче и прочнее, не вызывая противодействия личности. А без стремления стать лучше, чище, без потребности овладеть богатством человеческих знаний, культурой стать всестороннее воспитанным и образованным человеком невозможно. 

ПРИЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ 

Спеши сегодня лучше стать, 
Не будешь завтра так страдать. 
К. Б р а н т, немец. писатель 
 В выработке нравственной культуры, в формировании эрудиции немалую роль играют приемы самовоспитания: самоприказ, самовнушение, саморегулирование, самоконтроль, самопоощрение, самонаказание и др. 

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: "Разговаривать спокойно!", "Не поддаваться на провокацию!", "Молчать, молчать!" помогает сдерживать эмоции, вести себя выдержанно, соблюдать требования этики. 

Среди обязанностей педагога есть такие, которые выполнять неприятно. Они мало¬интересны, выполняются много лет под¬ряд, заставляют держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные нормы отношения к труду, профессиональный долг заставляют старшего неуклонно вы¬полнять эти обязанности. Вот здесь его помощником и может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать ЧТО НУЖНО, а не ЧТО ХОЧЕТСЯ. 
Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче. А в дальнейшем станет привычкой. 
Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Есть возможность, повторить его вслух. Иногда приходится применять самоприказ несколько недель, даже месяцев. В конце концов волевой человек всегда добивается успеха. 
Так, английский король Генрих V, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!'). С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их на победу. 
Выходя из окружения, тяжелораненный Маресьев, теряя временами сознание, при¬казывал себе: "Вперед! Вперед!", "Терпеть! Терпеть!" - и выполз к партизанам.

Самовнушение 
Оно помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по многу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: "Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!", "Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне это не было!", "Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!". И делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением. 
Так, например, много раз повторяя: "Я не чувствую боли", можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул. 
Осматривая пациента, врач очень внимательно изучал его большой палец на ноге. И так несколько дней подряд. Больной стал жаловаться: "Сильно болит палец!" Врач привязал к его пальцу магнит, объяснив, что тот "вытянет боль". На другой день боль исчезла. 
Академик Кассирский говорил студентам: "Когда вы даете лекарство - это лекарство. А когда я даю лекарство - это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет". На этом принципе основано применение "плацебо" (подкрашенной воды), которую авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством.
Длительное время внушая себе: «Я правдив, я никогда не кривлю душой», можно приучить себя не лгать. 
К различным формулам самовнушения предъявляется одно требование - они должны представлять категорическое и обязательно положительное утверждение: "Я уверен в себе", «Я овладею этим материалом» и т.п. Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состоянии коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. 
Педагогическая практи ка показы вает, что многие преподаватели систематически пользуются приемами самовоспитания, перенимая те или иные способы поведения у своих коллег, хотя теоретических основ самовнушения не знают, что снижает эффективность применяемых приемов. 

Эффективность самовнушения увеличивается, когда преподаватель узнает о случаях его эффективного применения. Например, о таком. Готовясь переплыть Атлантический океан на надувной лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в день внушал себе: "Я справлюсь! Я останусь живым!". Как он рассказывал позднее, у него появились чувства безбрежной уверенности, космической безопасности, не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал внушать себе: "Я справлюсь!" - и в конце концов добился успеха. 
Еще в 20-е годы. своеобразную школу внушения создал французский целитель Э.Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: "Я достигну!", обязательно достигнет. Эта и другие, предлагавшиеся им формулы, содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли. 

Самоободрение 

А о многих жизненных ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах ваналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо не бороться со своими недостатками, а изменять свое отношение к ним. Относиться, скажем, к длинному носу, оттопыренным ушам, лысине, низкому росту с юмором. 
"У меня самые красивые уши в мире, - улыбаясь говорил Сократ. - Назначение ушей - воспринимать звуки. Моя огромная оттопыренная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно". 
Помимо утренней физкультурной зарядки целесообразно ежедневно заряжать себя духовными и умственными упражнениями. Нередко четкое словесное оформление бодрых, жизнерадостных утверждений помогает почувствовать себя лучше, увереннее, разобраться в сложной проблеме.

Саморегулирование 
Дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Для этого заранее готовится и заучивается наизусть необходимая установка. Например: «Мне доставляет удовольствие спокойным и уверенным голосом вести спор, показывать образец выдержки и самообладания!». Или: «Сейчас мне очень плохо, но это пройдет. Ведь, когда дело дойдет до худшего, оно обязательно начнет изменяться к лучшему. Нет оснований расстраиваться» . 

Саморегуляция 
Предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. 
Дело в том, что, изменяя внешнее выражение эмоции, можно корректировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И, наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку; улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, педагог приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации. 
Очень непросто управлять чувствами, обуздывать их. Но и этому можно научиться. Необходима тренировка. «Обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий, десятый, двадцать пятый, а потом эти невидимые мускулы станут натренированными» (Р о з о в В. Учитесь властвовать собой. Семья и школа. 1969, № 7. С. 47). 
С той же тренировочной целью необходимо приучать молодых людей, приветствуя преподавателя, разговаривая с ним, отвечая у доски, не горбиться, не держать руки в карманах, не опираться о стул, о стенку. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Нередко гнев старшего не знает границ, когда ему не дают отдохнуть играющие дети или лающая соседская собака. Но ведь гремящий гром, производящий не меньший шум, чем дети и собака вместе взятые, не мешает ему отдыхать. Значит, дело не в раздражителе, а в том отношении, в каком раздражитель находится по отношению к пытавшемуся отдохнуть человеку. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражатться в самых критических ситуациях. Хотя при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали, к обиде слабого. 
Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться - движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по классу, делая, скажем, на два шага вдох и на четыре шага выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают педагога от ситуации, успокаивают. 


Самостимуляция 
Ряду преподавателей, в первую очередь мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!», «Не сметь так вести себя!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается. Помните: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»? 
Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы, успехов в учебе - одна из причин повышения нервозности, депрессий. 
Очевидно: поощрять и наказы вать себя можно не только словесно. Подкреплять успех в работе можно с помощью про ведения внеочередного вечера с друзьями, выхода в театр, чтения увлекательной книги и т.п. Естественно, лишение себя удовольствия будет эффективным средством самонаказания. 
Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно. 63 года без перерывов вел свои дневники Л.Н.Толстой, постоянно увеличивая требования к себе, делая это строго последовательно и постепенно. 
Вот некоторые его правила. "Каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня, и исполняй все назначенное ... Будь верен своему слову. .. Ежели ты что-нибудь делаешь, то напрягай все свои телесные способности на тот предмет, который ты делаешь". 
В наши дни вывод Л.Н.Толстого о больших перспективах систематической работы над собой или, другими словами, общения с собой, неоднократно подкреплялся представителями различных профессий, сильными и умными людьми. 
Это чемпион Олимпийских игр по спортивной ходьбе В.Голубничий, установивший свой первый мировой рекорд в 1955 г. Но занятия спортом пришлось прекратить - тяжелая болезнь уложила его в постель. И в это время один из друзей Владимира принес ему книгу Л.Мешкова «Только вперед!». Так же, как в свое время летчик Карпович стал идеалом для А.Маресьева, пример Мешкова (тяжело раненного на фронте в обе руки, но нашедшего в себе силы не только вернуться в спорт, но и стать чемпионом страны, мировым рекордсменом) заставил Голубничего начать тренировки. Сначала легкие, прогулочным шагом, потом более тяжелые, с постепенным увеличением нагрузки. Через годы он вновь стал сильнейшим ходоком страны. А затем блестящие выступления на четырех (!) Олимпиадах, принесшие нашей команде бронзовую, серебряную и две золотые награды. 
Это Ирина Елиментьева, которой после тяжелой травмы ампутировали ступню ноги. Постепенно увеличивая нагрузки, девушка научилась бегать на коньках, ходить на лыжах, заниматься хореографией. И неожиданный финал. За танец индийской красавицы из балета Кара-Караева на смотре художественной самодеятельности в Ленинграде Ирина получила первую премию. 
Это и уже упомянутый Маресьев, сумевший без обеих ног вернуться в авиацию, сесть за штурвал самолета, регулярно совершать боевые вылеты, сбивать фашистские самолеты. А сколько подобных случаев в истории! Общение с собой, применение приемов самовоспитания буквально творит чудеса. Достаточно вспомнить глухих композитора Бетховена и артиста Остужева, слепого конструктора стрелкового оружия Марголина, парализованного и слепого писателя Островского. 
* * * 
В работе над собой первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовыми с наименьшими страданиями пройти через град оскорблений, обид, потерь, измен. Для этою следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих ценностей. 
Конечно, несчастья близких, неудачи на работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие несчастья непоправимыми катастрофами. Что можно, следует исправить или помочь исправить. А на нет - и суда нет, как говорят в народе. 
Большая мудрость содержится в изречении: "Господи, дай мне терпения вынести, что я не могу изменить; сил - изменить то, что могу, и разума, чтобы отличить одно от другого". 

Войти на сайт
Поиск
Новости МО РФ
Погода в Акбулаке
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • УКП п. Акбулак-2 вечерней (сменной) ОШ © 2024