Понедельник, 29.04.2024
Учебно-консультационный пункт ВСОШ п. Акбулак-2
при ФКУ ИК-9


Меню сайта
Мини-чат
200
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогико-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях 


ВВЕДЕНИЕ

1. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1 Понятие пенитенциарной педагогики

1.2. главные направления педагогико-воспитательной работы с осужденными

2. главные ЭТАПЫ, ПРИНЦИПЫ, И способы ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Этапы процесса исправления осужденных

2.2. главные принципы и способы перевоспитания осужденных

3. СОВРЕМЕННЫЕ трудности И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

3. 1. трудности правового регулирования воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

3.2. Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях


ВВЕДЕНИЕ


Основной формой уголовного наказания в современном мире, как понятно, является лишение свободы в виде тюремного заключения. В условиях изоляции от общества, лишения определенных прав и свобод, личность преступника меняется, переоцениваются многие привычные для него ценности. После возвращения осужденного в общество, он должен, как нам, кажется, неукоснительно делать его законы. Но этого не происходит. Почему? Ведь повседневные усилия большого аппарата пенитенциарных учреждений подчинены конкретно данной задачке.

Несмотря на все предпринимаемые усилия, у бывшего заключенного появляются серьезные трудности социальной адаптации. Решить их, по мнению ученых-пенитенциаристов, призвана работа, направленная на ресоциализацию лиц, находящихся в местах лишения свободы. Особенное значение приобретает процесс ресоциализации в воспитательных колониях, где содержатся несовершеннолетние преступники. Преступность несовершеннолетних в нашей стране, несмотря на предпринимаемые усилия педагогов, правоохранительных органов, общественности, сохраняется на довольно высоком уровне. Стабильно высокий уровень подростковой преступности в стране отнюдь не случаен. Наркомания и токсикомания, дебоширство и проституция, воровство и грабежи стали привычным явлением в молодежной среде. Десятки физически здоровых, но полностью дезадаптированных подростков стали регулярно пополнять и без того не пустующие учреждения за решеткой и колючей проволокой. Следует отметить, но, что предпосылки подростковой преступности обусловлены не лишь социальными условиями, но и биологическими (генетическими) чертами части подростков, что подтверждают исследования ряда больших научных центров. Поэтому, преодоление подростковой преступности - это не лишь решение острых социальных заморочек и усиление профилактической работы, но и альянс медицины, психологии и педагогики.

Это обусловливает необходимость в изменении системы, способов и форм воспитательного действия на личность осужденного ребенка с целью ликвидации имеющихся заморочек. Что и как обязаны сделать сотрудники уголовно-исполнительной системы, чтоб после возвращения в общество рядом с нами находился не преступник, а полноценный законопослушный гражданин? Пожалуй, это более сложная задачка пенитенциарной системы, решение которой потребует много времени и усилий всего общества. 

Пенитенциарная система России находится сейчас в стадии завершения собственного реформирования. Вся система выполнения уголовных наказаний становится более открытой, менее формализованной, а основное - ориентированной на решение основной задачки: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания. 

Современные тенденции пенитенциарной педагогики соединены с разработкой системы социально-педагогических действий на осужденных, гуманизацией этого процесса, специальной подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением публичных организаций, в том числе благотворительных, правозащитных, религиозных и остальных для решения основной задачки пенитенциарного процесса - исправления осужденных. «Сила наказания в его неотвратимости, - утверждает Президент России В.В. Путин. - Мощный не обязан быть ожесточенным. Правительство должно сделать все нужное, все вероятное для того, чтоб отечественная уголовно-исполнительная система стала цивилизованной»[11 Путин В. Это общее дело всей страны. // Грех и наказание. - 1999. - №12. - С. 2 - 8.].  

1. ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 . Понятие пенитенциарной педагогики


Пенитенциарная педагогика -- ветвь педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших грех и осужденных к разным видам наказаний[11 Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогики. - М, 2002. с. 6].

Термин «пенитенциарная педагогика» был введен в научный оборот в 90-е годы XX века -- ранее употреблялось понятие «исправительно-трудовая педагогика». Самостоятельная пенитенциарная педагогика для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных рассматриваются в русле общей пенитенциарной педагогики. 

Одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики -- исправление осужденных. Исправление -- противоречивый процесс конфигурации сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а время от времени и твердое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как мишень и итог перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени конфигурации личности вполне сравнимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует раздельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных людей. Но в процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к публичной и личной принадлежности получают статус правовых. 

Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках выполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее в процессе исправления появляются противоречия меж педагогической целесообразностью и твердыми правовыми предписаниями, так как правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы постоянно конкретны и персонифицированы. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на воспитательные действия, на самих воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а тотчас и активное сопротивление воспитанию. Разрешение этого противоречия -- в поиске хороших педагогических мер и совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства. 

Особенностью процесса исправления является и его длительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого трибуналом. Долгая изоляция несовершеннолетнего человека от общества приводит к нарушению социально нужных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию реальности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создает базу для формирования специфичной системы межличностных отношений, основанных на традициях и подкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Все эти особенности обусловливают завышенные требования к профессиональному и нравственному уровню воспитателей, их педагогическому мастерству. 

Пенитенциарная педагогика разглядывает исправление как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфичный процесс в исправительных учреждениях. К специфическим принципам воспитания в пенитенциарной педагогике относятся: гуманное отношение к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; роль в перевоспитании общественности. 

Пенитенциарная педагогика изучает взаимосвязи частей системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (начального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осужденных, органов их самоуправления; способы борьбы с преступными группировками осужденных и прочее. 

Современные тенденции пенитенциарной педагогики соединены с разработкой системы социально-педагогических действий на осужденных с целью гуманизации этого процесса; с подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением публичных организаций, в том числе благотворительных и религиозных. Вопросы пенитенциарной педагогики дискуссируются в ведомственном журнальчике «Преступление и наказание» (осн. В 1960)11 Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогики. - М, 2002. с.12.

1.2.главные направления педагогико-воспитательной работы с осужденными


есть следующие главные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях[22 Никитин А. Подготовка профессионалов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований // грех и наказание.- 2003. - №12 с. 11]:

1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задачка заключается в том, чтоб очень добиваться усвоения осужденными знаний главных законов страны, и на данной базе способствовать формированию у них высокого правосознания.

2. Нравственное воспитание осужденных предугадывает целенаправленную деятельность, направленную на определение у осужденных чуждых обществу моральных свойств и убеждений. В базе данного направления - формирование гражданина.

3. Трудовое воспитание осужденных.

4. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Оно дозволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранить его человеческое достоинство. Оно ориентировано на развитие физических способностей, укрепления здоровья, формирования морально-волевых свойств.

5. Режим. Представляет комплекс требований, правил, ограничений, запретов, обхватывающий всю жизнь осужденных. Вводимые ограничения и особенный порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного действия, а с другой - потребностями специально организуемого воспитательного процесса.

6. Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы.

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в согласовании со ст. 9 УИК оно является одним из главных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции русской Федерации права людей на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются нужные условия.

Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

По уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Таковой подход вызван спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием нужных предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Совместно с тем осужденным данной категории создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в согласовании с законодательством о труде, что создает им нужные условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными среднего образования, как принципиальный фактор положительного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

В согласовании со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное изначальное профессиональное образование либо профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии либо специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Не являются обязательными профессиональное образование и профессиональная подготовка для осужденных -- инвалидов 1 либо II групп, а также для осужденных парней старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Но при наличии желания они могут получить нужную им профессиональную подготовку.

В исправительных учреждениях работают два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных[11 Никитин А. Подготовка профессионалов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований // грех и наказание.- 2003. - №12 с. 12]:

1) обучение в мастерски-технических училищах системы мастерски-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;

2) обучение на производстве исправительных учреждений.

Обучение в мастерски-технических училищах является главным видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы, но осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку лишь конкретно на производстве.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в согласовании со ст. 129 УИК разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах административно-территориального образования по месту нахождения колонии-поселения.

2. главные ЭТАПЫ, ПРИНЦИПЫ, И способы ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


2.1. Этапы процесса исправления осужденных


Основными этапами процесса исправления пенитенциарных учреждениях являются[11 Никитин А. Подготовка профессионалов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований // грех и наказание.- 2003. - №12 с. 12]:

1. Подготовительный этап.

При поступлении к месту отбывания наказания на базе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность, предпосылки его девиантного поведения, положительные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные разрешают воспитателям найти цели и задачки перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и способности их реализации. На данной базе определяется вариант (методика) реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Потом следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.

2. Этап непосредственной реализации.

Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новейших для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и способности возникновения конфликта меж ним и коллективом, группой и другими осужденными. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфическое содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.

равномерно осужденный вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осужденного в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими. Фактически исправительный процесс включает ряд подэтапов.

В общем процессе реализации технологии исправления от воспитателей требуется в особенности огромное терпение, проявление гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в собственной способности добиться положительного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса обеспечивается искусством педагогической деятельности воспитателей, его эффективность определяется степенью исправления осужденного.

2.2. главные принципы и способы перевоспитания осужденных


Реализация исправительно-воспитательного процесса просит от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфичных принципов.

Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных[11 Никитин А. Подготовка профессионалов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований // грех и наказание.- 2003. - №12 с. 13]:

1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности.

мишень определяется как начальная перспектива с тем, чтоб в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы найти её более точно, скорректировав на огромную перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющей воспитателю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» - от ближней к дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом.

2. Принцип соответствия цели средствам, формам и способам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Достижение определенной цели постоянно предугадывает определение более рационального педагогического инвентаря, который бы дозволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.

3. Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания ориентирован на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадает после его выхода на свободу. В этом одна из более сложных социальных заморочек, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная мишень перевоспитания может оторвать человека от настоящей жизни. Так как человек может не отыскать собственного места в обществе, после освобождения из заключения. Последствиями такового рецидива могут стать деяния освобожденного, предусматривающие вновь применение мер осуждения.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку вернуть и сделать социально полезные связи обществом, знакомя их с публичной жизнью вне мест заключения методом прессы, а также сформировывать у них положительные социальные установки. Этому способствует так же вовлечение осужденных в трудовую и общественную деятельность колонии.

4. Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности. Данный принцип конкретно связан с предшествующим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека является его собственная активность.

Общественно-нужная деятельность осужденных - это до этого всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и физкультурно - спортивная деятельность.

5. Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденного.

тут играется роль наиблежайшее свита осужденного и особенное педагогическое мастерство воспитателей.

6. Принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к ним. В базе принципа лежит гуманное отношение к человеку.А.С. Макаренко утверждал: « необходимо постоянно держать в голове правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему.»[11 Никитин А. Подготовка профессионалов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований // грех и наказание.- 2003. - №12 с. 14]

7. Принцип опоры на положительное в личности, предугадывает усмотрение положительных свойств осужденного.

8. Принцип дефференцированного подхода в процессе перевоспитания. Принцип дефференцированного подхода просит строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это дозволяет более полно учитывать особенности каждого. Группы могут быть сформированы:

1) по характеру совершения преступления; 

2) по количеству судимостей;

3) по степени криминальной зараженности; 

4) по степени публичной угрозы;

5) по возрасту; 

6) по образованию; 

7)по полу; 

8) по степени исправления и т.Д.

9. Принцип личного подхода. Конкретно через личный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

10. Принцип комплексного подхода. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного действия, способного обеспечить разносторонность развития.

полный подход является одним из принципиальных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта.

Определенная роль в выполнении задач воспитательной работы принадлежит самостоятельным организациям осужденных к лишению свободы, которые создаются в исправительных учреждениях. Работают они под контролем администрации учреждений. Несмотря на широкий круг вопросов, которые компетентны решать самодеятельные организации, возможности их уместно ограничены законом с тем, чтоб не допустить неконтролируемого развития ситуации в местах лишения свободы.

задачками самодеятельных организации осужденных являются[11 Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. - Рязань, 1993 с. 25. ]:

- оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; 

- развитие полезной инициативы осужденных; 

- оказание положительного влияния на исправление лиц, лишенных свободы; 

- роль в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; 

- оказание содействия администрации исправительных учреждении в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений меж осужденными; 

- социальная помощь осужденным и их семьям.

роль в работе самодеятельных организаций не влечет за собой предоставления осужденным дополнительных льгот. Совместно с тем оно поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Видами самодеятельных организации осужденных являются[11 Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. - Рязань, 1993 с.26]:

- советы коллектива отрядов осужденных; 

- советы коллективов исправительных учреждений; 

- совет бригадиров.

Они оказывают администрации помощь в исправлении осужденных, решении вопросов производственно-хозяйственной и другой деятельности мест лишения свободы, организуют работу в согласовании с планами, одобренными на заседании совета и утвержденными начальниками учреждений. 

Совет коллектива колонии состоит из семи-двадцати пяти человек. Они выбираются на общем собрании осужденных колонии либо на собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. Состав избранного совета утверждается начальником колонии.

При советах коллективов учреждений, как правило, создаются секции по главным фронтам их деятельности: 

1) профилактики правонарушений;

2) производственная; 

3) общеобразовательного обучения; 

4) профессионального обучения; 

5) физкультурно-спортивной работы; 

6) культурно-массовой работы; 

7) санитарно-бытовая и др.

Совет коллектива отряда состоит из пяти - одиннадцати человек, которые выбираются на общем собрании осужденных отряда либо собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. При совете отряда имеются секции аналогичные секциям совета коллектива колонии. Работу советов коллективов отряда координируют советы коллективов колоний.

Советы коллективов периодически отчитываются о собственной работе перед осужденными на собраниях осужденных. Решения, которые принимают советы коллективов колоний и отряд утверждаются фактически начальником колоний и отрядов.

Советы бригадиров, создаваемые посреди осужденных, назначаются начальником колонии.

В состав самодеятельных организаций обязаны входить осужденные, зарекомендовавшие себя с положительной стороны методом примерного поведения и добросовестного дела к труду и обучению. Это принципиальное требование закона, диктуемое задачками исправления осужденных.

В тюрьмах и посреди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа самодеятельные организации не создаются. Посреди осужденных там ведется индивидуальная воспитательная работа.

В настоящее время, как в общей, так и в пенитенциарной педагогике начали разрабатываться вопросы дополнительного образования, которое рассматривается как составляющая общего образования. Федеральный Закон «Об образовании» предугадывает возможность получения гражданами русской Федерации дополнительного образования, главным содержанием которого является реализация дополнительных образовательных программ. К этим программа можно отнести образовательные и реабилитационные программы для осужденных (Ю.К. Александров, Н.А. Андреев, А.В. Буданов, С.А. Ветошкин, М.Г. Дебольский, В.М. Исаков, О.Г.Ковалев, АМ.Морозов, В.М. Морозов, Е.Я. Тищенко, Н.АЛюгаева и др.), Некие программы дистанционного обучения осужденных (В.Т. Волов, М.А. Галагузова, О.Н. Елагина, В.М. Исаков, Д.Ю. Райчук и др.)[11 Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. - Рязань, 1993. с. 29]. 

но это направление в образовании осужденных находится на начальном этапе развития. С одной стороны, дополнительные образовательные программы в настоящее время являются продолжением общеобразовательных программ, а с другой стороны - носят узкопрагматический характер. Несмотря на то, что указанные программы эффективно восполняют пробелы общего образования осужденных, способствуют формированию их понятийного мышления и корректируют определенные аспекты личного развития тем не менее, в них часто отсутствует целостный подход к формированию личности осужденного. 

беря во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время интеллектуально-этическое развитие личности осужденного нужный компонент его исправления, что дополнительное образование в большей степени дозволяет осуществлять интеллектуально-этическое развитие личности осужденного к лишению свободы. Но данные трудности (интеллектуально-этическое развитие личности осужденного и дополнительное образование в ИУ) в пенитенциарной педагогике фактически не разработаны. 

3. СОВРЕМЕННЫЕ трудности И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

3. 1. трудности правового регулирования воспитательной работы с осужденными к лишению свободы


Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из главных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. Постановка этих нужных для осужденного и общества целей не значит, что они будут полностью достигнуты за время отбывания наказания. Тем не менее целенаправленная деятельность по их достижению, как указывает практика, приносит положительные результаты.

В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально принципиальных положения. 

Во-первых, роль осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что провоцирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения. 

Во-вторых, воспитательная работа обязана проводиться с учетом личных особенностей личности, характера и событий совершенных преступлений.

Привлечение осужденного к воспитательной работе не постоянно носит добровольный характер, распорядком исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, роль в которых непременно для осужденных.

Воспитательная работа организуется администрацией исправительных учреждений на базе детализированных планов, учебно-педагогических рекомендаций и других документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного действия на осужденных комплексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать публичные объединения (ст. 23 УИК).

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и другие виды воспитания осужденных к лишению свободы.

К другим видам воспитательного действия относится эстетическое, экономическое и экологическое воспитание.

Уголовно-исполнительным законодательством (ст. 110 УИК) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы с осужденными. Требование дифференцированного подхода вытекает как из сложившейся практики выполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих обычные правила обращения с осужденными. Так, если в исправительных колониях общего и серьезного режимов воспитательные мероприятия проводятся, как правило, в клубах и общежитиях, то в тюрьмах и помещениях камерного 1ипа колоний особенного режима они организуются по камерам, что, естественно, сужает выбор способов воспитательной работы. Различный набор воспитательных мероприятий проводится, к примеру, в исправительных учреждениях закрытого типа (колониях общего, серьезного, особенного режимов, тюрьмах) и колониях-поселениях.

Воспитательная работа проводится в трех главных формах:

1) индивидуальной;

2) групповой;

3) массовой.

При этом обширно используются психолого-педагогические способы действия на отдельных осужденных и их группы.

более эффективной формой воспитательного действия является индивидуальная работа с осужденными, которая проводится на базе исследования личности осужденного, с учетом событий совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и остальных личных особенностей, с учетом научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.

3.2. Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях


Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у родителей, значимой части служащих колонии и неких педагогов существенно затрудняет оказание нужного воспитательного действия, психологической и социальной поддержки детям. В итоге они оказываются одиноки и психологически беспомощны на фоне утраченных связей со старшим поколением и более благополучной частью собственных сверстников. Профессиональная группа лиц, работающая с несовершеннолетними преступниками (начальники служб, начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, психологи, педагоги, медицинские работники) нуждаются в выработке совсем нового подхода к взаимодействию с целью координации усилий, направленных на ресоциализацию таковых подростков и возвращение в социум физически и морально здоровых, полноценных людей, устойчивых к нехорошему влиянию криминогенной среды.

но даже более цивилизованная пенитенциарная система не сумеет решить поставленные перед ней задачки, если для их реализации не будут подготовлены квалифицированные кадры педагогов, психологов, воспитателей, медицинских работников и остальных служащих. 

Как уже отмечалось, одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики - исправление осужденных. Исправление - противоречивый процесс конфигурации сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а время от времени и твердое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как мишень и итог перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности[11 Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. - Рязань, 1993. с. 38]. Степени конфигурации личности вполне сравнимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует раздельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных людей. Но в процессе исправления такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к публичной и личной принадлежности получают статус правовых.Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках выполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке у осужденного привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее, в процессе исправления появляются противоречия меж педагогической целесообразностью и твердыми правовыми предписаниями, так как правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы постоянно конкретны и ориентированы на конкретную личность. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на учебный процесс и воспитательные действия, на самих педагогов и воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а тотчас и активное сопротивление их исправлению. Разрешение этого противоречия - в поиске хороших педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. Решить эти вопросы была призвана реформа уголовно-исполнительной системы, начавшаяся в начале 90-х гг. Прошедшего века и до реального времени пока не завершенная.Особенностью процесса исправления является и его длительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого трибуналом. Долгая изоляция осужденного от общества приводит к нарушению социально нужных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию реальности. Сосредоточение криминогенной части осужденных, к примеру, подростков в одном месте также создает базу для формирования специфичной системы межличностных отношений, основанных на традициях и подкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Предпринимаемые пробы оградить несовершеннолетних осужденных от влияния взрослой криминальной среды (содержание в следственных изоляторах для несовершеннолетних), приносит определенные положительные результаты. Тем не менее, полного искоренения влияния уголовной подкультуры на несовершеннолетних осужденных избежать не удается. Все эти особенности обусловливают завышенные требования к профессиональному и нравственному уровню педагогов и воспитателей, их педагогическому мастерству.Следует учесть, что воспитательное действие на личность несовершеннолетнего осужденного носит сугубо личный характер. Это обусловлено различной степенью социальной дезадаптации и целым рядом личных особенностей каждого из них.Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация - социально контролируемый процесс целенаправленного действия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, публичных, воспитательных мер для конфигурации его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.
Войти на сайт
Поиск
Новости МО РФ
Погода в Акбулаке
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • УКП п. Акбулак-2 вечерней (сменной) ОШ © 2024