Понедельник, 29.04.2024
Учебно-консультационный пункт ВСОШ п. Акбулак-2
при ФКУ ИК-9


Меню сайта
Мини-чат
200
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Преимущества зачетной системы

  Вечерняя школа всегда акцентировала свое внимание на разнообразных формах и эффективных методах учебной деятельности, стимулирующих познавательную активность учащuxcя, создающих ситуацию успеха, повышающих личностную самооценку. Одобрение и поддержку со стороны и учителей и учащихся получило введение в учебный процесс зачетной системы учета знаний. Она не только расширила возможность проведения индивидуальной работы, но и явилась одним из действенных средств систематизации и углубления изучаемого материала.

  Зачетная система пришла в вечерние школы из вузов, претерпев ряд существенных качественных изменений. Одной из главных причин, обусловивших успешное использование данной формы, явилась ее ориентация на специфический контингент наших учащихся. Он, как и раньше, является весьма пестрым по возрастному и социальному составу, до сих пор характеризуется известной неустойчивостью. Ежегодно немало ребят выбывают из школы до окончания срока обучения. 
В современных условиях, по мере возрастных изменений контингента «школы взрослых» в сторону его значительного омоложения, относительно общими и устойчивыми его характеристиками являются: 
• выпадение из нормального возрастного образовательного потока; 
• принадлежность к группам повышенного риска - неблагополучные семьи, беженцы, малокультурные слои, референтные группы с асоциальными ценностями,лица в местах лишения свободы.. 
  При этом типичной причиной отставания в учебе является дидактическая запущенность, сопровождаемая падением мотивации к учебной деятельности и девиантным поведением. 
Поэтому учебный процесс в вечерней школе необходимо организовывать особым образом. В нем следует предусматривать меры, обеспечивающие не только качественное изучение и усвоение учащимися пропущенного материала, но и стимулирующие их сознательное и систематическое дальнейшее обучение. Конечно, мы учитываем внутренний стимул подростков; их реальные возможности; подготовленность к обучению или, как сейчас принято называть, остаточные предметные знания. «Глубина залегания» таких остаточных знаний и умений весьма индивидуальна. Но только на таком индивидуальном для каждого учащегося уровне может быть обеспечен начальный успех, совершенно необходимый для восстановления интереса к учебе и уверенности в себе. 
  Еще одно немаловажное требование к организации учебного процесса - устранение психологических барьеров типа: "ученик - учитель", "ученик - учебная деятельность", "ученик - учащиеся", а также установление равноправного уважительного общения по схеме "взрослый- взрослый". 
Педагоги нашей школы всегда подчеркивают статус своих учеников как взрослых людей, которые имеют возможность выбора решения и ответственности за него, имеют право на пробу и ошибку. Но при этом сохраняется уважение к личности каждого. 
  В режиме вечерней школы именно зачетная система позволяет реализовать классическое требование педагогики - необходимость дифференцированного подхода к учащимся с различным уровнем учебной подготовленности. Она затрагивaет многие звенья учебного процесса - это и планирование занятий, и урок, групповую и индивидуальную работу с учащимися, и проверку знаний. В нашей школе зачетная система выглядит так: 
• по всем учебным предметам программный материал делится на определенное число зачетных разделов. Это этапы в формировании определенных знаний, умений и навыков учащихся; 
• про верка знаний по каждому разделу осуществляется путем проведения зачета в сочетании с текущим учетом знаний на уроках. Этому всегда предшествует целенаправленная подготовка учащихся на уроках, консультациях, в процессе самостоятельной домашней работы; 
• зачеты проводятся в определенный день в специально отведенное время, предусмотренное учебным расписанием. 
В зависимости от учебной нагрузки в расписании зачетов каждому преподавателю выделено определенное время на их проведение.
  Зачетная система предполагает разбивку всего программного материала на определенное число разделов. Известно, что курс каждого школьного предмета подразделяется на темы в определенной логической последовательности. В связи с этим возникают вопросы: каково должно быть их соотношение с зачетными разделами и на какой основе; какими критериями руководствоваться при объединении в зачетном разделе программных тем?

  Анализ практической работы лучших учителей позволил выделить в структуре зачета такие важные параметры: 
• зачетный раздел может включать одну или несколько тем курса, взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала; 
• разделы должны быть равноценными по объему и сложности содержащегося учебного материала; 
• группировка тем должна соответствовать определенному этапу в усвоении теоретических положений курса; 
• в отношении фактических знаний к каждому зачетному разделу определяется перечень подлежащих усвоению фактов с выделением существенных признаков, причинно-следственных связей и зависимостей; 
• в требованиях к теоретическим знаниям формулируются законы, ведущие понятия, которые должны быть усвоены учащимися. 
  Текущий учет знаний мы используем для своевременного выявления пробелов и их устранения; для предупреждения забывания. Зачетная оценка синтезирует все формы, виды учета успеваемости за период изучения того или иного раздела. 
  Формы сдачи зачетных разделов подбираются педагогами индивидуально каждому ученику в соответствии с его психологическими особенностями и умственными возможностями. Они представляют своего рода синтез и устных ответов, и тестов, и контрольных работ, и групповых форм работы. Наши учителя проверяют на зачете еще и учебные умения учеников: находить ответ в учебнике, составлять план текста, заполнять таблицы, пользоваться разными видами карт, решать задачи, характерные для данного зачетного раздела. Поэтому цель зачетной системы - это не только контроль уровня подготовки учащихся, но и продолжение их обучения: умение связно и полно отвечать, отбирать материал, пользоваться планом ответа и наглядными пособиями. 
  Итог любого зачета - обязательная оценка знаний ученика. В нашей школе выставляются только годовые оценки по всем предметам, которые определяются по результатам всех зачетов, предусмотренных учебным планом. Перевод учащихся в следующий класс и допуск к итоговой аттестации осуществляется решением педсовета после предъявления классными руководителями зачетных листов при условии выполненной нормы зачетов. 
  За годы работы по зачетной системе можем отметить ее преимущества: 
• положительно влияет на усвоение учащимися программного материала, повышает их самоуважение и самооценку; создает необходимые условия для повышения качества знаний; 
• способствует объективности при проверке знаний, в результате чего итоговые оценки более весомы, отражая реальный уровень овладения учебным материалом; 
• совершенствует учебный процесс в части изменения структуры уроков (сокращается время на проверку до¬машнего задания и опрос, возрастает доля вводных, повторительно-обобщающих уроков, семинаров, лекций, обучения приемам самостоятельной работы); 
• прогнозирует ситуацию успешной деятельности, повышает авторитет школы среди подростков и их родителей. 
  Зачетная система в условиях нашей школы - это и обучение и проверка, 
отражающая этапность в формировании знаний учащихся по каждому предмету. Это система нарастающих от раздела к разделу требований к знаниям. Наконец, это индивидуальный учет успеваемости каждого нашего учащегося. Ведь деятельность «вечерки» только тогда можно считать эффективной и успешной, когда ученики получают хорошие знания и радость от их приобретения.


Войти на сайт
Поиск
Новости МО РФ
Погода в Акбулаке
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • УКП п. Акбулак-2 вечерней (сменной) ОШ © 2024