Среда, 15.05.2024
Учебно-консультационный пункт ВСОШ п. Акбулак-2
при ФКУ ИК-9


Меню сайта
Мини-чат
200
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тема урока от «горячей» войны к «холодной».

На данном уроке я использовал технологию критического мышления и технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Мышление может быть критическим тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Можно выработать свою точку зрения, а можно согласиться с чужой. Главный вопрос по поводу ситуации или явления есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает. «Жить значит иметь проблемы, а решать их – значит расти интеллектуально».

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать новые аргументы, принимать независимые продуманные решения. Данная технология способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир».

Многолетний опыт работы в школе убедил меня в большой значимости тех методик, тех технологий, которые облегчают учащимся усвоение сложного материала. Среди них важное место занимает использование схем и таблиц. Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство.

При составлении схем и таблиц ученик совершает логически операции – анализ, синтез, умение преобразовывать и обобщать исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Как утверждают психологи, информация лучше усваивается, если она опирается на наглядно-образную основу, если сложное понятие представлено в виде взаимосвязанных структурных элементов. Кроме того, графическая работа на уроке повышает культуру письменной речи ученика, развивает его зрительную память.

Данный урок является интегрированным с логикой.

Тема урока: от «горячей» войны к «холодной».


Цель урока: определить сущность понятия «холодная война», выяснить причины этого явления, познакомить учащихся с дискуссионными подходами в исторической науке к проблематике «холодной войны», определить влияние внешних факторов на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1943 – 1953г.г. продолжить работу по формированию умений сравнивать, анализировать, отстаивать свою позицию; воспитывать патриотизм стремление познать новое


«Любая война есть непонимание».
Т.Карлейль.


 

Планируемые результаты.
Учащиеся узнают о:
1.истоках «холодной войны» и ее проявлениях;
2.причинах локальных войн и конфликтов;
3.причинах отказа руководства СССР от «плана Маршалла»;
4.воздействии конфликта с Югославией на укрепление советского влияния в Восточной Европе;
5.причинах и последствиях образования НАТО;
6.помощь СССР в создании Китайской Народной Республики;
7.Корейская война в противостоянии СССР и США после Второй мировой войны.
Смогут получить опыт работы в группе (паре), организации устного выступления, отстаивать собственное мнение, задуматься, осознать, занять позицию.
Ход занятия
I. Вводная часть. Мотивационный блок.

Вступительное слово учителя, дискуссия по эпиграфу занятия

«Любая война есть непонимание».
Т.Карлейль.

II. Основная часть.
Проблемный блок. Кто виноват в развязывании «холодной войны»


План.

1.Послевоенный мир.
2.Начало «холодной войны».
3.Возрастание напряжённости.
4.Берлинской кризис.
5.Корейская война.

Самостоятельная работа учащихся по трём пунктам параграфа, а также с документами и заполнить таблицу «Кто виноват в развязывании холодной войны»

США

СССР

Из фултонской речи У. Черчилля: «Сегодня на сцену пос­левоенной жизни, еще совсем недавно сиявшую в ярком свете союз­нической победы, легла черная тень. Никто не может сказать, чего можно ожидать в ближайшем будущем от Советской России и руково­димого ею международного коммунистического сообщества и каковы пределы, если они вообще существуют, их экспансионистских устрем­лений и настойчивых стараний обратить весь мир в свою веру... Про­тянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море, на Европу опустился «железный занавес». Столицы государств Центральной и Восточной Европы — го­сударств, чья история насчитывает многие и многие века — оказались по другую сторону занавеса. Варшава и Берлин, Прага и Вена, Буда­пешт и Белград, Бухарест и София — все эти славные столичные го­рода со всеми своими жителями и со всем населением окружающих их городов и районов попали, как я бы это назвал, в сферу советско­го влияния...»

Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 г.): «Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соеди­ненных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей... По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, — в противном случае неизбежна война.

Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установ­ка господина Черчилля несовместима с существующим союзным дого­вором между Англией и СССР».

Из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 г.): «Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соеди­ненных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей... По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, — в противном случае неизбежна война.

Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установ­ка господина Черчилля несовместима с существующим союзным дого­вором между Англией и СССР».(раздаточный материал)

В исторической науке вопрос о «холодной войне» до сих пор является дискуссионным, её предпосылки, когда она началась, кто её «виновники». Сам термин «холодная война» встречается в испанских средневековых документах XVI века. Под этим термином понимались плохие взаимоотношения государств, но без реальной, т.е. «горячей войны». В современной исторической науке принято трактовать термин «холодная война» как состояние экономической, идеологической и полувоенной конфронтации между двумя системами. При этом следует иметь в виду наличие у противоборствующих сторон оружия массового поражения, применение которого могло бы уничтожить человеческую цивилизацию.

Вопросы для обсуждения:

1.Как трактуется в исторической науке термин «Холодная война»?

 

2.Объясните причины «холодной войны».

3.Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953г.г.

4.Какие из этих уроков актуальны в современном мире?

 

Раздаточный материал

 


Корейская война 1950 – 1953 г.г.


 

 

Информационный блок. (Учебник, документы, карта)

Работа в группах (парах).


I группа


II группа


III группа


Задание 1.


Задание 1.


Задание 1.


Перечислите конфликты, происходившие в рассматриваемый период между СССР и другими государствами. Если «да», то каким образом, если «нет», то почему?


Заполните таблицу «Отношения СССР и западных держав после Второй мировой войны»


№ п/п


Общие позиции согласия


Неприми-римые разногласия


 


 


 


 


Сформулируйте основные положения, сделавшие возможным раскол мира на 2 лагеря. Представьте свой ответ в виде знаковой системы по выбору (таблица, схема, рисунок).


Задание 2.


Задание 2.


Задание 2.


Подготовьте вопросы на тему «Альтернативы послевоенного развития мирового сообщества».


Сформулируйте собственную позицию на проблему: одни историки приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие – СССР, а третьи – обеим сторонам.


Можно ли было избежать «холодной войны»? Аргументируйте своё мнение.

Опорные знания.

Даты и события:

1947 г. – «план Маршалла».

1947 г. – создание Коминформа.

1949 г. – образование НАТО.

1949 г. – создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

1949 г. – конфликт с Югославией.

1949 г. – образование ГДР.

1950 г. – подписание договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР.

1950 г. – война в Корее.

Имена: Иосиф Виссарионович Сталин, Вячеслав Михайлович Молотов, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Иосиф Броз Тито.

Понятия: «Холодная война», «доктрина Трумэна» «план Маршалла», колониальная система, локальные войны.

III. Заключительная часть.

Аналитический блок.

  1. Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953 г.г.?
  2. Какие из этих уроков актуальны в современном мире?
    Рефлексия и оценивание.
    Подведение общих итогов.


Знал


Узнал


Хочу узнать


 


 


 


Д/з: §1, задание 5 стр.25, написать историческое эссе «Германия как узел острейших противоречий после Второй мировой войны».

Литература.

1.ШестаковВ.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. М., «Просвещение» 2010г.

2.Гиренко Ю.С. Сталин и Тито. М., 1991.

3.Жукова Л.Н. История России с древнейших времен до настоящего времени. Учебное пособие. Издательство «Экзамен», М., 2007.

  1. Кириллов В.В. История России. М., 2005.

5.Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.

6.СССР и «холодная война». М., 1995.

7.Филиппов А.В. Новейшая история России 1945 – 2007 г.г. Книга для учителя. М., 2007.

Войти на сайт
Поиск
Новости МО РФ
Погода в Акбулаке
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • УКП п. Акбулак-2 вечерней (сменной) ОШ © 2024